yury_tsybanev54

Categories:

Перголези. «Stabat Mater». Лестница в небо, сплетенная вручную

Джованни Баттиста Перголези.
Джованни Баттиста Перголези.

Я понимаю – Бах. Честнее сказать, догадываюсь, что Бах - это безусловный гений глубокого понимания вселенских гармоний  и природы вещей. Доверенное лицо Бога. Его посланник. Но этот мальчишка?.. И проживший-то четверть века с хвостиком…  А создавший ТАКОЕ, что разрывает душу и не отпускает…

9.04.2021. Галерея Нико. Дж.Б.Перголези. Кантата «Stabat Mater». Ансамбль Musica Tempora. Солистки Утарид Мирзамова, сопрано; Анна Холмовская, меццо-сопрано.

Стояла мать скорбящая

Возле креста в слезах.

Когда на нем висел Сын.

Это вся фактическая сторона истории. А дальше – единственно работа Духа, проделанная 25-летним, в сущности, юношей. Умирает от чахотки его возлюбленная. Вскоре он уйдет за ней. И вот он, Джованни Баттиста Перголези, создает «Stabat Mater» - свое завещание роду людскому.

Кто захочет скептически бросить: мол, сочинено сугубо давно и посему улетело от нас в недосягаемые выси – пусть заткнется сразу и плотно.

Ни одной ноты пафоса, ни тени дежурного, положенного преклонения перед Господом. Только трагедия Матери Бога-Человека. Трагедия, пропущенная через свое сердце и душу.

Именно поэтому кантата Перголези – самая, как мне думается- чувствуется, земная и реалистичная среди значительных духовных сочинений. И именно поэтому здесь много огрубленных земных звучаний. И струнные здесь усердно трудятся над изображением мирского, сиюминутного, корыстного, вздорного, создавая  вполне густую соответствующую атмосферу.

А вокальные партии, гениальной волею Перголези, сплетают лестницу, ведущую в небо. Стремятся пробить броню ограниченного-заскорузлого. На этот призыв струнные вздрагивают, шевельнувшись,  – но припадают обратно к земле. Здесь очень ощутимо притяжение земного, и оно почти непреодолимо…

И – кульминация. Стрелою катарсиса Перголези пронзает душу в десятой части кантаты. Да, страданиям Матери можно, при должном старании, посочувствовать. Да, при дополнительном усилии их можно даже в какой-то мере разделить. Но драматургия Перголези проникает еще глубже:

Позволь разделить с тобой смерть Христа,

Страсти сделай причастником и раны освежи.

Пусть меня ранят ударами,

Дай мне испить от Креста и крови Сына…

И вот здесь грань. Территория, защищенная флажками. И теперь у Перголези струнные ропщут хрипло, гневно, возмущенно. Сюда не пустим – перебор, многого захотели!..

Но солирующие женские голоса уже сплели лестницу в небо и  будто протягивают струнным руки: вот же, вам будет удобно подниматься ввысь! Обязательно отмечу: слушателям концерта в галерее очень повезло с вокалистками. Утарид Мирзамова и Анна Холмовская наполнили свои партии такой сочной и прочувствованной убедительностью, что сплетенная им лестница ощущалась почти физически.

Ансамбль Musica Tempora
Ансамбль Musica Tempora

И вот заключительная часть канаты – уже целиком в высоких тонах:

Когда тело умрет, Даруй моей душе райскую славу. Аминь.

Это - еще раз - 25-летний юноша написал. Все прочувствовав. Потому что в столь родниково-проникновенной музыке просто невозможен не то что обман, а даже ничтожно мелкая подмена чувства.

Читатель-скептик, я знаю, пожмет плечами: ну да, скрутила парня-композитора несчастная любовь. Где тут, дескать, реализм померещился…

Что ж, коли такое дело… Специально для скептиков - пример. Пусть даже он для меня тяжелый очень.

Какое-то время назад слушал я «Страсти по Иоанну» Баха.  И вот зазвучала ария у гроба Иисуса, по силе эмоционального воздействия сравнимая с сочинением Перголези: Взял на себя грехи наши…

И в этот момент меня вдруг заколотило, затрясло. И я вдруг отдал себе полный отчет: мой 18-летний сын погиб страшнейшей из всех мыслимых смертей ЗА меня. Погиб за мою тогдашнюю ограниченность. Зашоренность и нерешительность.  ЗА мое желание укрыться в раковине. А он взял на себя и воплотил скрытые мои желания – и сделался храброй, дерзкой, открытой моей противоположностью. И  надорвался, не выдержали хрупкие его плечи… 

С момента  того баховского  откровения  я другой.  Поменял отношение ко многому. И точно знаю: обязан САМ пройти тот путь, какого  безответственно и трусливо пожелал ему. Пройти так, как только могу и чего бы это ни стоило. И только тогда душа его светлая-надорвавшаяся упокоится.

Послушайте «Stabat Mater». Возможно, с вами произойдет нечто критически важное.

Ну, и непременно слушайте Баха, разумеется.

Здесь первая часть кантаты «Stabat Mater» на концерте в Галерее Нико:


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened